Нет отзывов, добавить
+7 (705) 500-67-15
спортивно-туристический клуб МЕРИДИАН

Выбор каяка, виды каяков, снаряжение, правила безопасности при занятии каякингом

Выбор каяка, виды каяков, снаряжение, правила безопасности при занятии каякингом
Разборные, или каркасные каяки — Собственно их принято называть «байдарками. Обычно каркасные байдарки, состоят из прочного и легкого металлического или деревянного каркаса и «кожи», которая натягивается на каркас. Сегодня функцию кожи выполняют синтетические материалы, которые являются долговечными и не требуют такого тщательного ухода. Главным назначением каркасных байдарок есть, как и у их исторических предшественников — перевозка значительных грузов на большие расстояния.
Неоспоримым преимуществом каркасных байдарок есть возможность их компактного составления, хранения и перевозки, однако на этом, вроде все преимущества и заканчиваются. Для того чтобы собрать каркасную байдарку и подготовить ее к спуску на воду одном лице требуется в среднем от 0,5 до 1:00 времени или больше, в зависимости от опыта байдарочники и модели байдарки, которая используется. Другая общая для каркасных каяков проблема — это обеспечение симметричности расположения носовой и кормовой частей каркаса относительно оболочки (кожи), здесь имеет значение то, как сшитая кожа байдарки. Третьей проблемой каркасных байдарок является их «неуниверсальности: каркасная байдарка не является плавсредством для бурной воды. Она недостаточно живучая — контакты с камнями являются внештатными случаями эксплуатации и практически всегда приводят к повреждению оболочки, а на бурный воде контакта с камнями избежать невозможно. Каркасные байдарки недостаточно непотопляеми — у них нет герметичных камер, как в современных пластиковых каяков. Они недостаточно управляемые — довольно большие габариты и низкая свободная посадка гребец не позволяют задействовать тело в управлении каркасной байдаркой.
Если против столкновений с камнями пытаются принимать меры — доработка шкуры или подкладывание пены, а для оказания эффекта непотопляемости подкладывают емкости (надувные камеры и т. п. ), то против «угловатости» каркасной байдарки практически ничего невозможно поделать. Большие по размерам каркасные байдарки не предназначены для резких маневров. Их целевое назначение — движение в спокойной или даже стоячей воде по отношению прямолинейной траектории.
**Надувные каяки** — В некоторой степени похожи по своему принципу на надувные лодки, однако они более узкие и длинные. Всего основным недостатком некоторых надувных каяков есть прогиб каяках в сиденья гребец под его собственным весом, что вызывает задирання носа и кормы каяках. Особенно эта проблема может быть выражена в одноместных каяках, где сиденья расположен по середине каяках. Во избежание этого эффекта каяк должен быть равномерно нагружен по всей длине. Очевидным преимуществом надувных каяков является их непотопаемисть, большая грузоподъемность а также компактность в спущенном виде. Среди недостатков можно выделить недолговечность — которые и любые синтетические материалы, из которых изготавливаются надувные лодки, они имеют свой ограниченный срок эксплуатации. Также возможны прорези или прокалывания камер каяках. Немного неудобным может оказаться тот факт, что в надувных каяках нет камер для хранения вещей, иногда они могут заменяться карманами, но все же места у них значительно меньше, чем в каркасных байдарок и неразборных каяков. Выпускаются также модели с немного расширенным дном, но тогда такой каяк уже мало чем отличается от обычного надувной лодки. Могут возникать трудности при использовании надувных каяков в ветреную погоду — надувной каяк довольно легкий и практически «лежит на воде», что вызывает к большой парусности, поэтому в ветреную погоду грести на надувной каяке против ветра крайне тяжело, не говоря уже о направлении движения, меняется с направлением порывов ветра. Для устойчивого прямолинейного движения на надувных каяках рекомендуется использовать стабилизаторы типа рулевого весла (руля). **Неразборные каяки** — Маломерные суда, которые отличаются от всех предыдущих типов, в первую очередь, почти полностью закрытым корпусом. Имеется лишь относительно небольшое отверстие (кокпит) где, расположенное сиденье гребец, и куда собственно, садится последний. В зависимости от назначения каяке размеры могут существенно колебаться: от 2,5 м до 5 м и более в длину а также от 45-48 см. до 70 см и более в длину.
**Неразборные каяки sit-in** изготавливаются преимущественно из полимерных материалов, склополимерив, карбона, кевлара, полиэтилена, композитных материалов, полиэстра и др. На сегодняшний день неразборные каяки являются безоговорочными лидерами в мире каякинг и именно они приходят в голову в первую очередь при упоминании слова «каяк. Преимуществами неразборных каяков (в первую очередь — пластиковых) является их долговечность и износостойкость. Современные полимерные материалы могут выдерживать большие нагрузки при резких ударах и столкновениях с камнями, острыми режущими поверхностями (ракушняк, битое стекло и т. д. ), которые оставляют только царапины на прочном «теле» каяках. Преимуществом также является свойства материалов, из которых изготовлены современные каяки — это, в первую очередь, термоизоляция, а также т. н. «Память» — при сильных резких столкновениях на корпусе каяках возможны вмятины, для их устранения достаточно просто поставить каяк на солнце и материал восстановит свою форму — вмятины выровняются.
Другим существенным преимуществом корпусных каяков есть возможность использовать массу всего тела для управления каяком. Относительно узкий кокпит у многих моделей каяков и жесткий корпус каяках позволяют передавать инерцию и движение всего тела на корпус каяках, легче контролировать крен, осуществлять повороты, а в случае переворачивания — осуществлять т. н. «Эскимосских переворот» ( eskimo roll) — то есть возвращаться обратно в предыдущее положение над водой с помощью определенных движений с использованием весла.
При правильно сделанном выборе каяках его можно использовать в большинстве вод без существенного снижения ходовых характеристик, однако на практике все же есть разделение, где именно характер водной стихии определяет основные характеристики каяках. Поэтому основное, что нужно знать перед покупкой каяках — это воды в которых Вы будете плавать на нем.
Если кратко — морские и экспедиционные каяки можно использовать повсеместно, за исключением малых рек и бурной воды через их большие размеры, которые в среднем составляют 4-5м, что почти исключает вхождения в резкие повороты и резкие стоки или водопады. В свою очередь каяки для белой воды можно с успехом использовать для катания на морских волнах, однако они несколько неудобны на спокойной воде, через короткий корпус, о чем речь пойдет чуть дальше. Есть также категория каяков, которые можно считать универсальными — это средние по размерам, сочетающих определенные характеристики как экспедиционных морских каяков, так и каяков для белой воды. Однако всегда нужно помнить, что от такого каяках нельзя ожидать 100% отдачи на бурный воде и в долговременной экспедиции морем.
Бесспорными лидерами среди всех каяков есть полиэтиленовые (пластиковые) каяки, изготовленные из различных видов полиэтилена, преимущественно с применением технологии бесшовного изготовления — ротомолдингу ( Rotational Molding) — ротационного формования изделия из пластмассы, довольно сложным технологическим процессом. (Технология ротомолдингу применяется для производства всех каяков, которые представлены на нашем сайте. ) Также наряду с ротомолдингом применяют два другие способы изготовления каяков: формирование под высоким давлением (т. н. технология HTP) по этой технологии производят каяки Prijon) или склеивания двух листов пластика, которым предварительно предоставляют соответствующую форму верхней и нижней частей каяках (так производят каяки канадской фирмы Pelican и др. ). Своей популярностью пластиковые каяки обязаны, в первую очередь, доступной цене и износостойкости материалов.
Наряду с этим сегодня также изготавливаются деревянные каяки (Преимущественно из тонких планок из кедрового дерева), которые могут быть настоящими произведениями искусства.
Процесс изготовления таких каяков довольно длительным, они могут быть инкрустированы орнаментом и, соответственно, стоят значительно дороже привычные пластиковые или полимерные аналоги. Деревянные каяки значительно легче пластиковые аналоги такого же размера, однако они менее устойчивы к износу и механическим повреждениям, также иногда случается рассыхания и движения щелей. Классические деревянные каяки преимущественно изготовляют в США и Канаде. Средняя стоимость таких каяков ручной работы колеблется в пределах 4000-8000 долларов США а каяки ручной работы высококлассных брендов могут достигать 22000 $. Также продаются наборы комплектующих (до 1500 $), из которых каждый желающий может собрать каяк самостоятельно.
В зависимости от назначения каяках и вод, в которых используются каяки, принято выделять следующие основные классы каякинг:
Рекреационный каякинг — Характеризуется использованием более широких каяков средней длины, которые часто бывают второй даже 3-местными, обычно 3-е место предусмотрено для ребенка. Рекреационные каяки отличаются в первую очередь широким корпусом и большим кокпит. Их главное назначение — короткий активный отдых на воде. Относительным недостатком можно назвать плохую линейную управляемость некоторых рекреационных каяков, при недостаточных навыках техники плотины, каяком может «бросать» в стороны (каяк будто плывет зигзагом. Для исправления этого «дефекта» рекомендуем использовать рулевое весло, которое значительно облегчает управление каяком.
Преимуществом рекреационных каяков является их высокая устойчивость на воде а также большой и просторный кокпит, который предоставляет свободу ногам, колени не упираются об палубу каяках, что характерно для морских и некоторых туристических (турингових) каяков. Каяки рекреационного класса идеально подходят для семейного отдыха, они вместительные, часто оборудованы герметичной камерой для хранения вещей, не слишком длинные и устойчивы на воде. В основном они рассчитаны на короткие заплывы.
**Туристический каякинг** — Или, как его еще называют — **"туринговий» каякинг**, от англ. touring — что можно перевести как «путешествовать «.
**Туринг каяки это каяки**, которые могут использоваться или не широко. Они сочетают в себе стабильность и комфорт рекреационных каяков, линейную управляемость и скорость морских (экспедиционных) каяков. Туринг каяки основном рассчитаны на более длительные путешествия, одно-двухдневные заплывы, преимущественно оборудованы одним-двумя герметическихмы отсеками для хранения вещей, продуктов и воды. На таких каяках дополнительно может быть установлено рулевое весло (руль), или как его проще называют — руль / руль, которым управляют (возвращают) ногами с помощью педалей. Большинство современных турингових каяков имеют удобное мягкое регулируемое сиденье с высокой спинкой, корпус обтянутый эластичной сеткой и шнуром по периметру каяках, позволяющая ухватиться за каяк в случае переворачивания, когда каякеров находится за бортом. Туринг каяки основном предназначены только для одного гребец, хотя есть модели и для двух гребцов.
Экстремальный каякинг (whitewater) — Известный также как «бурноводинг. Основным отличием каяков типа whitewater есть короткий корпус в среднем от 2,5 м до 3,5 м, который может иметь заостренный нос и срезанную корму.
Такие каяки предназначены в первую очередь для прохождения горных рек и порогов наивысшей сложности.
Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякинг на белой воде (бурноводингу. Правда здесь относятся совершенно другие цели и другие требования к каяках. Первое, что отличает морской каяк из когорты других — это большие размеры и заостренные и задраны вверх нос и кормовая часть. Такое строение каяках специально приспособлена для разрезания высоких морских волн и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяках. Основными требованиями, которые ставятся к морскому каяках является его «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.
Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также еще называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются, иногда их количество может достигать 4-х. Также на таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта каяках, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.
Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных термоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения.
Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяках и сделать его непотопляемым при любых условиях.
Другие статьи