Нет отзывов, добавить
+7 (705) 500-67-15
спортивно-туристический клуб МЕРИДИАН

Сплав на байдарке — каких препятствий ожидать?

Сплав на байдарке — каких препятствий ожидать?
Активный вид спорта (каким, без сомнения, является сплав на байдарке) — это всегда некий вызов стихии, и ярое стремление доказать себе и окружающим, что «да, мы это можем!» Поэтому встреча с препятствиями – вовсе не неожиданное и нежданное явление, а наоборот – желанная и искомая цель. И тут априори самое важное — правильно подготовиться к встрече, не дать захватить себя врасплох. Опытные сплавщики всегда проходят тщательную подготовку, и не отстать от «пионеров-байдарочников» вам помогут советы и рекомендации, приведенные в данной статье.
ЛЕГКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Сначала определимся, какими они бывают – водные препятствия. Самые простые — это быстрины, мели, перекаты, отдельные надводные и подводные камни, заросли водорослей или камыша, топляки и т. д. и т. п. Песчаные мели и перекаты не представляют для байдарки особой опасности – главное, верно определить, куда сваливается основная вода. Отличить глубокое место от мели легко: обычно над мелью вода светлее, и при безветрии рябит или же образует мелкую волну. Проходить быстрины рекомендуется осторожно, избегая навала на вогнутый берег. Советы бывалых: более легкие препятствия проходят поочередно, следя за ходом головной «лоцманской» байдарки. Скорость байдарки относительно потока при гребле должна быть положительной (если табанить – соответственно, отрицательной). Не забывайте также, что любой управляющий гребок вперед, кроме изменения курса, придаст байдарке дополнительную скорость, в то время как управляющий гребок назад затормозит ее.
СЛОЖНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
А вот завалы, заломы, пороги, плотины, и нависшие над водой кусты, а также большие волны при ветре на открытой воде – это уже более сложные препятствия. Общее правило по технике прохождений сложных препятствий гласит: желательно при маневре, учитывая скорость и направление течения, избежать столкновения с преградой, чтобы не быть залитым водой и перевернутым. На реках с быстрым течение – более 5 км/ч — лучше не подходить близко к завалам, а пристав к берегу, искать проход. В противном случае велик риск поломки судна, и даже хуже: вас может вместе с байдаркой затянуть под бревна. Если столкновение произошло, постарайтесь задать крен на завал, и зацепившись руками за бревна, вылезти на них. Самыми трудными для прохожденя являются пороги, особенно если они имеют «шиверные» участки, где среди беспорядочно разбросанных в русле камней несется вода, разбиваясь и образуя стоячие волны. Пороги и шиверы – характерная особенность горных рек, где часто встречаются участки со значительным падением воды. Порог представляет собой один или много резких перепадов воды в русле, часто с камнями, расположенными близко к поверхности. Порог может иметь несколько сливов в форме треугольника, обращенного вершиной вниз. Струи от камней образуют боковые стороны треугольника, а ниже вершины бегут стоячие волны. Сложные пороги обязательно разведываются заранее — это позволяет правильно наметить безопасный ход и запомнить ориентиры. Трудность прохождения порога определяется руслом реки, его изгибами и поворотами, уклоном и количеством воды. На главной части потока – средней линии треугольника — образуются наиболее мощные стоячие валы. Проходить вершину треугольника можно при относительно слабых потоках, стоячих валах высотой до 1 м. При высоте стоячих валов больше 0,5 м байдарку следует задраить фартуком и юбками. Большие перепады высот в сливах преодолеваются только при наличии свободного прохода (на сливах приходится развивать большую скорость и подставлять корму под мощный поток, поверьте, совсем не стоит). При больших скоростях очень опасны стоячая вода, противотоки, водовороты. Изучая порог, учтите возможность обратных течений в уловах, расположенных ниже. Если нос байдарки с ходу попадает в стоячую воду или в противоток, судно легко может развернуться поперек струи и опрокинуться, а потому следите, чтоб оно шло параллельно струе или под небольшим углом к ней. На шиверах нет резких перепадов воды и больших стоячих волн, но в них сильно засорено русло и нет четких сливов, что и создает значительную трудность в их прохождении. Хуже всего, когда при прохождении шиверы и порога нет возможности пристать к берегу и сделать обнос. Поэтому здесь особое значение приобретает своевременная разведка местности, и отправляться в путь по порожистым речкам стоит только в том случае, если хорошо знаешь маршрут.
Другие статьи